вторник, 29 августа 2017 г.

Морис Метерлинк: поймавший синюю птицу счастья

   29 августа исполняется  155 лет со дня рождения известного  бельгийского писателя, драматурга, философа, лауреата Нобелевской премии по литературе Мориса  Метерлинка. При упоминании его имени многие сразу вспоминают «Синюю птицу» - сказку-притчу о поиске счастья. А что еще известно об этом писателе?


   Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в весьма  состоятельной  семье - отец его был нотариусом, мать – дочерью преуспевающего юриста. До 12 лет мальчика обучали домашние учителя. Однако биография Мориса Метерлинка, по его собственному признанию, началась не в самых радужных тонах. В 1874 г. для обучения мальчика послали в колледж иезуитов. Сам писатель называл это время одним из самых неприятных отрезков своей жизни. Родители хотели, чтобы их сын пошел по стопам отца и тоже стал нотариусом. Однако ребенок совершенно не проявлял интереса ни к правоведению, ни к истории.

   Все, чем интересовался Морис Метерлинк, - книги и музыка. Но юному Метерлинку все-таки пришлось подчиниться воле отца, и он поступает на юридическое отделение Гентского университета. А весь свой досуг  продолжает проводить среди книг. Получив диплом, опять-таки по настоянию родителей, он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне.

   В Париже юноша жил в доме знакомого семьи –  писателя-символиста Жориса Гюисманса, где познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Под его влиянием он осознал свое литературное дарование и с помощью своего покровителя напечатал свой первый труд – вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака». А через некоторое время состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».

   Работая юристом, втайне от родителей юноша выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал  в Брюсселе свою первую пьесу - «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока. Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Но… громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро»  статьи известного критика, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».

   Вмешательство критика помогло сломить сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за другой написал несколько пьес: «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Теперь литература – это все, чем занят Морис Метерлинк.  Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.

   В 1895 г. в одном из театров Морис познакомился с актрисой – Жоржетту Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и режиссерами.
   Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый, в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю человечества.

   К началу XX века Метерлинк превращается в крупную фигуру прогрессивно-романтической драматургии.

   В 1908 г. Метерлинк написал самое известное свое произведение -  сказочную феерию  «Синяя птица», которая принесла ему всемирную известность. Едва пьеса-сказка  появилась в печати, как на драматурга в одночасье обрушилась оглушительная слава. Эта философская сказка  – уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья.


  Известно, что право первой постановки этой замечательной сказки автор доверил Константину Сергеевичу Станиславскому. Премьера состоялась на сцене Московского Художественного театра 30 сентября 1908 г. С тех пор люди разных поколений, кому посчастливилось видеть спектакль (репертуар МХАТа без него немыслим), хотя бы изредка и про себя напевают, как будто взявшись за руки: «Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей, мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей…»


  Спектакль имел большой успех на театральных сценах других столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнали о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит, и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»

   В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.

   Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

   Во время первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны.
 В это время его отношения с женой испортились, и после войны они расстались.

   В 1919 г. Метерлинк снова женился, на этот раз на молодой актрисе Рене Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции. 
   В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу – «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли.

   В 1932 г. король Бельгии пожаловал писателю титул графа.

   B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию, а затем в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» по ее окончании. Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.




Комментариев нет:

Отправить комментарий